Я вижу всё, видений призрак
Несчастен видимо удел,
Всех тех, кто предан был России
И вдруг остался не у дел...



   

сайт в поддержку Андрея Яковлева
Последние обновления
  • Загрузка...
Март 2024
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
Последние новости

 DSC_0987

С тех пор, как мировой финансовый кризис заявил о себе во всеуслышание, его, кажется, изучили вдоль и поперек. Оценили возможные последствия, подсчитали потери, сделали прогнозы. Интересно, вспомнил ли кто-нибудь этой осенью о том, что ещё в начале лета экономисты упорно грозили нам сентябрьским «вторым дном», кризисом «невозврата кредитов» и обесцениванием рубля? Незаметно наступил октябрь, банки в большинстве своем устояли, да и многие предприятия остались наплаву. Теперь, наверное, экономисты заговорят о том, что самое страшное осталось позади.

Но тут-то как раз и возникают новые, гораздо более сложные вопросы. Какую дорогу мы выберем в новом изменившемся мире? Какие ошибки исправим, чтобы не повторить подобного в будущем? Останемся ли сырьевым придатком сильнейших экономик или дадим себе шанс производить, развивать, изобретать?

У Забайкалья, кажется, такой шанс появился. ОАО «88 Центральный автомобильный ремонтный завод» — новый проект, в реализации которого задействованы силы и административные, и финансовые, и людские. Если всё пойдет так, как задумано, в Забайкальском крае появится собственное автосборочное производство – а значит новые рабочие места, смежные предприятия, инновационные разработки и, главное, живая, а не выживающая промышленность. Это будущее, которого мы ждем уже много лет.

DSC_0878

ОАО «88 Центральный автомобильный ремонтный завод» существует, без малого, 71 год. В прошлом году завод отметил юбилей, который пресса назвала «70-летием традиций качества» — звучит, согласитесь, слишком по-западному, с налетом профессиональных маркетинговых технологий. Но что делать, если на «Восемьдесят восьмом», как его называют сами сотрудники, действительно десятки лет делают свою работу безупречно: на предприятиях, обслуживающих Министерство обороны, иначе работать просто не умеют.

И всё же за последние 15-20 лет страна серьезно менялась, а вместе с переменами гибли производства – большие и маленькие. Даже в относительно благополучной центральной России не всем удалось устоять, что уж говорить о нашем регионе, где промышленность, если она не перерабатывающая и не добывающая, традиционно существовала за счет господдержки и к рыночным условиям была совершенно не готова. ЦАРЗ тогда вопреки всему выдержал несколько лет экономических штормов и капиталистическое перерождение как итог. Сменив две формы собственности и переориентировав производство за пределы оборонных заказов, он стал акционерным обществом, а также чуть ли не единственным региональным предприятием, способным осуществлять качественное ремонтно-техническое обслуживание грузовых автомобилей. Для грузовых автопарков города и края, известных своей изношенностью, это стало подарком. Для автозавода в поселке Песчанка – новым направлением развития.

Но стабильность в экономике не продлилась долго. Пресловутый финансовый кризис, разразившийся год назад и не утихший до сих пор, дал много пищи для размышлений. На ЦАРЗ его, как и все другие шторма, приняли с мужественным спокойствием: хладнокровные маркетинговые исследования и серия мудрых управленческих решений привели к тому, что завод на сегодняшний день является самым перспективным производственным проектом, способным потащить вслед за собой целый ряд смежных предприятий.

— Финансовый кризис? Да, конечно, он нас затронул, — признается директор ЦАРЗ, Андрей Геннадьевич Яковлев, — он вообще затронул, в первую очередь, предприятия машиностроительного комплекса, потому что бюджетные организации, а также филиалы, чья деятельность координируется со стороны головных компаний в Москве, моментально лишились достаточного финансирования по статье ремонта автомобильной техники – мы потеряли прежний объем заказов. Одновременно с этим значительно сократился государственный оборонный заказ: если в 2008 году он составлял 136 млн рублей, то  в этом году всего 44 млн, то есть 3 раза меньше. Но если сейчас сидеть, плакать и говорить о том, что всё плохо, если безвольно плыть по течению в надежде, что однажды оно вынесет на нужный бережок, ничего хорошего не случится. Я думаю, необходимо управлять ситуацией. Это не значит, что надо плыть против течения, но нужно направлять его в своих интересах. Поэтому мировой финансовый кризис – это всего лишь ещё одно испытание, которое предприятию необходимо пройти. Это испытание коллектива, испытание руководства в том, как мы направим завод, как сможем загрузить свои производственные мощности, какой вид деятельности выберем – вплоть до его изменения.

Кардинально менять направление производства на ЦАРЗ, однако, не намерены. Можно сказать, что здесь вопрос не столько в векторе, по которому движется производство (он-то как раз прежний), сколько в уровне развития. А вот уровень отныне совершенно иной – согласно новому бизнес-плану, завод от ремонтного предприятия переходит в разряд автосборочных. Многие, должно быть, только что перечитали предыдущее предложение, не веря своим глазам: Автосборка? В Чите?

Да, это звучит почти невероятно, но на ЦАРЗ действительно намерены собирать собственный автомобиль.

— Мы посетили несколько заводов в Китае и выбрали модель, соотношение «цена и качество» в которой нас на сегодняшний день удовлетворяет, — рассказывает Андрей Геннадьевич, — но хочу сразу оговориться: речь не идет о производстве китайских марок – мы собираем и сертифицируем свой собственный автомобиль. В настоящее время идет сборка этой модели на мощностях нашего предприятия, а в дальнейшем она будет отправлена на сертификацию. И уже сейчас на этом образце мы модернизируем и совершенствуем некоторые детали, а также планируем, что со временем процент деталей, поставляемых из Китая, будет всё меньше и меньше. На нас выходят российские предприятия, как местные, так и из других регионов, с предложением услуг по изготовлению систем выпуска двигателей, электропроводки, автошин, дисков колес. Когда сборка войдет в полную силу, будет смысл поставлять комплектующие от них. И если даже цена будет несколько выше, но при этом выше будет и качество, мы будем покупать комплектующие в России. Нам важно зарекомендовать себя как хороший производитель, ведь это основа спроса.

Неудивительно, что руководство Центрального автозавода обратило внимание на восточного соседа – эту карту в Забайкалье с переменным успехом разыгрывают многие предприятия. И, наверное, в невыгодных инвестиционных условиях, при сверхвысоких ценах на электроэнергию и ГСМ, единственная возможность сделать производство безубыточным – это сотрудничать с Китаем, где словосочетание «жизнеспособное производство» давно уже не вызывает футуристических ассоциаций.

— Нужно взять лучшее от них и лучшее от нас, — говорят в ЦАРЗ, — мы не собираемся делать кальку с китайского автомобильного производства – на самом деле уровень инженерной подготовки у китайцев ещё очень низкий. Но там дешевая рабочая сила, не такие серьезные технические требования, как в Европе и России – это всё упрощает и значительно удешевляет сборку. Имея соседа, развивающегося такими шагами, нельзя было не обратить на него внимание.

Вот так: комплектующие на начальном этапе китайские, сборка и технический контроль и инновационные решения – российские. Всё это обещает отличный старт, тем более что руководство завода четко понимает необходимость производить новый автомобиль не в пустоту, а с учетом дальнейшего технического обслуживания. На ЦАРЗ уже сейчас планируют открывать собственные сервисные центры не только по Забайкальскому краю, но и по всей России, ставя тем самым интересы потребителей на первое место – автомобиль, который они приобретут, получит качественной техническое обслуживание на весь период эксплуатации.

— Буквально ещё в прошлом году рынок был наводнен китайскими автомобилями, — рассуждает Яковлев, — почему сейчас они не продаются? Да потому что их нигде невозможно обслужить, к ним нет даже запчастей. Машины выходят из строя, потому что марка ещё сырая, её необходимо дорабатывать – и да, завод её дорабатывает. Но та конкретная машина, которая вышла из строя здесь и сейчас, — что делать с ней? Как её ремонтировать? Поэтому здесь надо смотреть в корень проблемы, и ставить производство автомобилей не самоцелью, а частью системы, в которую входит и сервисное обслуживание, чтобы сделать покупку такой машины максимально выгодной для потребителя. Это подразумевает и гарантию на те или иные агрегаты, в том числе. Если мы сейчас попробуем пройти этим путем, можно будет говорить о промышленной сборке.

Промышленная сборка – ещё одна головная боль руководства ЦАРЗ. Помощь промышленности в нашем государстве организована таким образом, что лишь предприятие, объемы производства которого вышли на показатели промышленной сборки, получает льготы в виде освобождения от таможенных пошлин при ввозе комплектующих из-за границы. Объем промышленной сборки по стандарту определен в 25 тыс. единиц техники ежегодно. Но где в Забайкалье или даже по России существует необходимость в таком количестве автомобилей в год? Вопрос риторический. Выходит, хотели как лучше, а получилось как всегда. В погоне за льготами предприятия запускают процесс перепроизводства, достигая нужных показателей и утопая в никому не нужной продукции. В случае с ЦАРЗ проблема ещё и в том, что продажа автомобильной техники за пределы Читы требует создания упомянутых уже сервисных центров, а создавать их пока что не на что. Вот и получается, что рынок сбыта в разы не соответствует требованиям промышленной сборки.

— Мы сейчас изучили рынок, провели маркетинговое исследование, и взяли за основу реальные планы, — говорит Яковлев, – нужно выпускать столько, сколько можно будет реализовать. Понятно, что количество автомобилей, которое мы собираемся выпускать, будет год от года увеличиваться – параллельно тому, как мы будем завоевывать этот рынок. Как следствие, это гарантирует подключение лизинговых компаний, заключение договорных отношений с банками, участие в программах авто-кредита, чтобы заинтересовать людей, и одновременное развитие сервисного обслуживания – это, наверное, корень успеха сборочного производства автомобилей. Мы хотим постепенного роста и развития. Завоевание рынка за счет его заинтересованности.

Так что никаких льгот автозавод не получит. Единственный шаг федерального центра, который можно рассматривать как своеобразную поддержку, заключается в постепенном вытеснении с российских дорог праворульных японских автомобилей, якобы не соответствующих стандартам безопасности. Но здесь у директора ЦАРЗ с федеральным центром позиции не совпадают:

— Я, скорее, сторонник того, чтобы рынок сам регулировал такие отношения. Может быть, лучше будет поддерживать автосборочные предприятия, создавая для них льготы при таможенных сборах, пересматривая критерии промышленной сборки в сторону большего соответствия реальному положению дел, давая возможность льготного налогообложения на период развития, как это делают в том же Китае. Тогда наши производители выйдут на соответствующий качественный уровень и спокойно смогут конкурировать с японским автопромом.

Конкурировать с японским автопромом – задача не из легких. Тем не менее, новый автомобиль уже нашел успешную для себя зону конкуренции – ценовую. По прогнозам, стоимость небольшого грузовичка, произведенного на мощностях ЦАРЗ, будет варьироваться от 490 тыс. рублей и выше. При этом японский грузовик ISUZU такой же грузоподъемности стоит 970 тыс. рублей – разницу оценит каждый.

Кстати, производить намереваются именно грузовые автомобили малой грузоподъемности. По мнению руководства предприятия, в них рынок сейчас нуждается больше всего: поддержка малого и среднего бизнеса вызвала своеобразный бум предпринимательства – это та потребительская категория, у которой как раз востребованы надежные бюджетные автомобили, способные перевозить груз во встроенных рефрижераторах или просто под тентом.

— Думаю то, что мы теперь в поле зрения Губернатора края, и то, что нас сейчас активно поддерживает администрация в лице Министерства экономического развития, дает нам хороший шанс на успех. Всё у нас должно получиться, должны мы в конечном итоге получить первый наш забайкальский автомобиль, который сможем реализовывать по всей стране. О нас ещё услышат не о как сырьевом придатке, а как о серьезном регионе-производителе.

Хочется верить, что оптимизм, трудолюбие и упорство людей, работающих на ОАО «88 Центральный автомобильный ремонтный завод», принесет свои плоды. Что промышленный локомотив, стать которым у ЦАРЗ есть все шансы, всё же появится в Забайкалье и принесет с собой новые надежды, простор для дальнейшего роста и улучшение качества жизни. Давайте верить, что именно это будет самым верным и неизбежным итогом мирового финансового кризиса, обжегшись на котором, мы многое поняли, и прежних ошибок не повторим.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Должны ли предприниматели, внесшие неоценимый вклад в развитие региона, находиться под стражей?

Посетители
html counterсчетчик посетителей сайта
Яндекс.Метрика